15.08.2009 в 01:38
Пишет ChiYoKi:День 76 - статья
Выкладываю тут статью переведенную с англицкого, т.к. на нашем сайте ее видимо уже не вылажат. В ней содержаться очень полезные эдвайсы. Заранее, если есть ошибки и коряво что-то звучит - прошу прощения.
Оригинал статьи напечатан в журнале «Kendo World» 2003 г. вып. 2, часть 2. Перевод на английский язык Алекс БЕНЕТТ, перевод на русский язык Я и еще несколько человек)
Харада-сенсей родился в префектуре Ивате в 1925 г., и начал изучать кендо, после того, как поступил в среднюю школу (7-9 класс). В 1943 году поступил в Токийский Колледж Физической Культуры (при Университете Цукуба). Окончив обучение через 4 года, он стал учителем в старших классов (10-11) в префектуре Канагава, а позднее вернулся на свою малую Родину. В 1985 г. отстранился от преподавания, выйдя на пенсию. Его ученики добились больших результатов на школьных чемпионатах, кроме того, он и сам успешно выступал, неоднократно участвуя на Чемпионатах Японии, Национальных Спортивных Сборах, Тозай Тайко, Турнире Мейдзимура среди 8х данов и т.д. На текущий момент Харада-сенсей занимает административные посты во Всеяпонской Федерации Кендо (AJKF), Всеяпонской Федерации Школьного Кендо и местных федерациях.
1. Насколько ты готов пожертвовать собой в атаке?
С течением тренировок постепенно начинает расти сила и мастерство. Аттестация – это проверка такого уровня, удовлетворяет ли он требования к определенному дану. Находясь в составе экзаменационной комиссии, я обращаю особое внимание на то, способен ли кандидат воспользоваться всеми своими возможностями. Здесь также можно выделить несколько уровней. Например, кандидат на первый дан должен быть способен беспрестанно атаковать. Кандидат на второй дан должен быть способен делать то же самое, но с еще более твердой решимостью основанной на начальном понимании сэмэ. Общим для всех является способность целиком жертвовать собой в атаке, враз с ее инициацией. Это называется «сутеми». Чем выше уровень, тем больше степень «ри» (причина, понимание) необходима. Другими словами если у оппонента сильный кенсен и ты это игнорируешь, это не рассчитывается как нападение с использованием сутеми, то есть обоснованное. Атака, особенно на высоких уровнях, должна делаться с духом самопожертвования, но она должна быть осуществлена, только если все критерии удовлетворяют требованиям «ри». Иначе говоря, она никогда не должна носить произвольный характер. Величие и качество стиля в кендо может быть достигнуто только путем подобных тренировок.
Воспоминание о матче на Киото Тайкай (ежегодный турнир проводимый в Мае) в 1974 г. между Огава Тютаро (Ханси) и Куродзуми-сенсеем (Ханси) оставило яркий след в моей памяти. Это был один из самых удивительных матчей, который я когда-либо видел. Мне довелось посмотреть его из первого ряда, и я до сих пор помню трепет и волнение по ходу развития матча. Они стояли на расстоянии чуть большем (, чем(?)) иссоку-итто-но-ма (дистанция одного шага — одного удара). Давление, оказываемое ими друг на друга, было очень серьезным. Спустя какое-то время, Огава-сенсей, в присущем ему спокойном камае, опустил кенсен сделал три маленьких шага в пространство Куродзуми-сенсея и сделал прекрасный «хрестоматийный» мен. Удар хлопнул по голове и выглядел так, как при замедленном просмотре. Куродзуми-сенсей наклонил голову в знак почтения, и они вместе неторопливо пошли обратно к начальным позициям. Зал восхищенно вздохнул, а потом взорвался аплодисментами в признательность за прекрасное зрелище, которое нам всем посчастливилось увидеть. Честно говоря, на тот момент я не был уверен в значимости увиденного, но почувствовал, что только что стал свидетелем одной из глубоких тайн кендо.
На следующий год я встретил Огава-сенсея на семинаре в Мориоке, и воспользовался возможностью задать вопрос про матч в Киото.
«Ах, это? Да, я даже не осознавал своих действий. Как будто меня там и не было».
Я не был уверен до конца, что он имел в виду, но после многолетних размышлений над его ответом, пришел к выводу, что перед атакой, в процессе атаки и после атаки он полностью жертвовал и тело, и душу (отдал и тело, и разум достижению цели). Это была крайняя степень сутеми.
У меня также была возможность спросить и Куродзуми-сенсея насчет матча.
«Я ничего не мог сделать против этого мена. Это был не столько сокрушающий удар, сколько красивый и щадящий».
Я был тронут тем уважением двух великих сенсеев друг к другу. Я передал его ответ Огава-сенсею, и он молчаливо кивнул головой.
Отдать всего себя это всегда сложно, особенно на аттестации, когда ты неизбежно нервничаешь из-за того, что за каждым твоим движением неустанно наблюдают. Если ты способен показать свое лучшее кендо при таких обстоятельствах, то это достижение и в твоей повседневной жизни. Огава-сенсей как-то сказал: «Отдать всего себя в кендо это и есть повседневная жизнь». Справедливые слова. Однако, попытки победить противника с помощью дешевых уловок никогда не приведут к такому духовному росту.
Нам очень часто говорят заниматься «хорошим» кендо. Однако, как таковых понятий «плохое» и «хорошее» кендо не существует. Кендо само по себе хорошее занятие. Как оно выглядит в глазах людей хорошим или плохим зависит от умственного восприятия людей, которые им занимаются. Разум постоянно развивается, поэтому все большее значение уделяется его состоянию по мере получения степеней мастерства в кендо. «Сутеми» лежит в основе умственного развития и является тем, на что всегда следует обращать внимание.
2. «Сэн» и «Ринки-охен» — взятие инициативы и способность реагировать на ситуацию («Сэн»- ситуация, когда оппонент видит слабое место и начинает нападение, ты побеждаешь за счет удара, нанесенного раньше противника).
Легендарный сенсей Мотида Сейдзи в кендо всегда обращал внимание на сэн (инициативу). Это самый важный принцип в кендо. Хитрость в кендо заключается в том, чтобы взять в бою инициативу на себя, и это именно то, на что обращают внимание люди принимающие экзамен. Пока у тебя есть сэн, ты можешь среагировать на любое движение, совершенное твоим противником. И наоборот, если ты неспособен разобраться с движениями противника, это прямое доказательство того, что ты не контролируешь сэн, и тебе необходимо больше заниматься.
Секрет в понимании и способности контроля сэн в первую очередь – тренировка, а во вторую – еще большая тренировка. Ради этого, я использую все возможности, которые мне представляются, позаниматься в любом додзе с настроем «Все – мои учителя». Также я всегда стремился сделать первый успешный удар. Начинающие и дети всегда делают безостановочные атаки без осмысления, что они делают. Они не чувствуют тонкостей кендо и это делает взятие сен на себя чрезвычайно трудным. В свою очередь это значит, что это очень полезно для того, чтобы понять, как с этим справляться. При встрече с такими противниками я вспоминал, как я чувствовал себя, когда начинал заниматься кендо и старался вести себя соответсвенно. При занятиях с детьми я не пытаюсь раздавить их, а останавливаю свои удары и бью их легко. Это воодушевляет их более усердно заниматься.
Несмотря на то, что я нахожусь на позиции тренера, я твердо верю в то, что инструктор должен обучаться вместе со своими учениками. Я осознал важность этого, глядя на своего учителя Йокойама-сенсея в junior high school в Ивате. Он старался приходить в додзе каждый день, если не было очень важных дел. Я не понимал как это сложно, пока сам не стал инструктором, но это очень важно для учеников.
Когда я начал учиться в Токийский Колледж Физического Воспитания, я попал к Михаси-сенсею. Он тоже был приверженцем тренировок.
«Нанести удар, когда сил для движения не хватает это то к чему ты должен стремиться»
В конечном счете, настоящий иппон – это тот, который был нанесен в состоянии неосознанности своих действий и отсутствии мыслей. Эта способность и то, что я получил с помощью нее – одна из моих величайших ценностей.
Возвращаясь к теме сен, умения воспользоваться сен и среагировать правильно, исправить положение левой руки и использовать левую ногу при семе – умения гигантского значения. Это еще одна вещь, которую я заметил принимая аттестации.
После того как я не сдал на 8й дан во второй раз, я не знал, что мне делать. Я получил советы от трех великих учителей, и, хотя их слова различались, все они говорили мне одно и то же.
«Твое левое плечо слишком высоко»
«Твоя левая нога развернута наружу, а левый локоть находиться слишком высоко»
«Твоя левая рука находиться слишком высоко, а левая нога – неэффективна»
Все это было связано с положением левой руки и использованием левой ноги. Другими словами левая рука находилась не перед сейка-танден (низ брюшной полости/низ живота) и я не использовал левую ногу в полной мере для семе и передвижений.
Я немедленно стал применять эти советы в тренировках, но это было нелегко. В конце концов, я решил не беспокоиться ударят меня или нет. Я понял, что постепенно смог исправиться и стал способен исполнять успешные удары, когда хочу, не тратя на это лишних движений.
Часто подчеркивается, что левая рука и левая нога в кендо играют решающую роль , и это была прекрасная возможность пересмотреть свой кихон. На аттестации кандидаты, контролирующие этот аспект выделяются четкостью и мощью движений. Что касается получения сен, то это имеет применение и в повседневной жизни. Другими словами принятие сен в жизни относится к позитивному взгляду на вещи. Позитивное отношение является ключом для создания собственного пути. В аттестации то же самое.
3.Восприятие «ки» противника и гармоничный удар
Кендо – столкновение ки. Важно использовать ки противника. После моего достижения 40 лет, один сенсей как-то сказал, что мне необходимо в кендо, как будто высасывать дыхание (ки) противника. С тех пор я стремился достичь этого, но прошло больше 10 лет, прежде чем я смог двигаться гармонично с движениями противника, а не против них.
«Не вдыхай и задержи дыхание в низу живота. Пусть оно проходит через живот вниз в ступни. Тогда оно вернется обратно в твое тело, и его ты должен удерживать в своем танден. Это и есть настоящее ки.»
Я воспринял это, как аналогию «синдзин но ики», преподанное Такано Сасабуро. Это не значит, что ты должен подавить ки в своем танден, пусть оно течет и смешивается с ки противника. Высасывание ки оппонента следует истолковывать не в буквальном смысле, а как достижение ощущения его движения, что и будет направлять тебя при передвижении.
И наконец, лучший совет, который я могу дать – занимайтесь с правильным настроем. Огава-сенсей как-то сказал мне: «Кендо – это кейко». Это запомнилось мне и я тренируюсь при любой возможности и изо всех сил.
URL записи