Archia
Крэйзи Ритузы )
08.04.2009 в 15:42
Пишет Shinsoo:

Лиса не ежик, но сидит как на иголках...
Так в кое-то веки у лисы температура... ну надо же лиса не лягушка. Вот и сидит лиса с красной мордой и не здоровым блеском в глазах. Минутки считает. Считать, кстати, еще долго аж до семи вечера. Ох изведется лиса, чу совсем изведется. Отвлечься надо, а то работа как-то не помогает. Во отрыла в архивах "Миямото Мусаси. Книга Пяти Колец." Чудесная вещь, помню, как читала чуть ли не со священным трепетом. Помню, как взахлеб пересказывала историю знаменитого мастера. Веселый был человек, ой веселый и страшный. Как, лет пять шесть назад затаив дыхание, смотрела трилогию Хироси Инагаки. *кстати третью часть лиса так законной владелице и не вернула. стыдно, ой стыдно.* Хороший такой фильм, очень красивый и атмосферный. Впрочем все старые фильмы обладают удивительной атмосферой, а что за чудесная там режиссерская работа - прям залюбуешься.

Миямото Мусаси.

Мусаси прославился тем, что был, как предполагают некоторые исследователи, первым, кто использовал в поединках одновременно оба самурайских меча, длинный и короткий. Поэтому он называет свою школу Нито-рю (стиль двух мечей). Отсюда же происходит и псевдоним, который Мусаси избрал себе как художник, — Нитэн (два неба). Хотя в настоящее время в Японии по-прежнему есть школа фехтования под названием Нито-рю, нет надежных свидетельств в пользу того, что именно Мусаси был ее основоположником. Известно также, что в поединках с очень опытными противниками Мусаси не пытался использовать одновременно оба меча. И хотя сегодня имя Миямото Мусаси известно многим поклонникам боевых искусств, реальная биография мастера остается почти неизвестной. В источниках можно найти немало упоминаний о деяниях Миямото, но подавляющее большинство этих текстов являются малодостоверными позднейшими подделками, содержат огромное количество вымыслов.
Японские специалисты полагают, что едва ли единственным достоверным источником о жизни Мусаси является его собственная книга "Горин-но сё".
Согласно "Горин-но сё", Мусаси родился в провинции Харима в 1584 г. Его полное имя Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но Гэнсин. «Мусаси» здесь является названием местности, «но-ками» означает «благородный человек», а «Фудзива-ра» — это имя знатного рода, который играл важную роль в истории Японии около тысячи лет назад.
Отцом Миямото Мусаси был Синмэн Му-нисай, опытный мастер меча и дзиттэ (короткая железная дубинка с тупым концом). Однажды в имении Асикага проводился турнир, на котором Мунисай отличился и наблюдавший за поединками сёгун назвал его «главным мастером боевых искусств Японии». В молодости Миямото Мусаси тоже изучал технику поединка на дзиттэ. Поскольку короткая дубинка в реальном поединке имела ограниченную сферу применения, позже Мусаси обратился к двум мечам, длинному и короткому, которые и принесли ему славу непобедимого воина.
Непонятно, обучался ли Мусаси в юности боевым искусствам у кого-то, кроме его отца, но известно, что когда Мусаси исполнилось семь лет, его отец покинул семью (по другим сведениям в это время он был убит). Вскоре умерла и мать, и тогда воспитанием Бэн-но-сукэ, как называли мальчика в детстве, занялся дядя по материнской линии, по призванию священник. Биографы Мусаси утверждают, что с раннего детства мальчик был агрессивен и настойчив, высок и не по годам силен.
В возрасте всего 13 лет он одолел в поединке Ариму Кихэя из школы Синто-рю. Трудно сказать, кому пришло в голову вдохновить этого тринадцатилетнего мальчика сироту из самурайской семьи на поединок с известным воином по имени Арима Кихэй, самураем школы боевых искусств Синто-рю, который изучал искусства меча и копья. Предание гласит, что мальчик свалил бывалого воина на землю и, когда тот пытался подняться, наносил ему удары палкой по голове. В конце концов у Кихэя горлом пошла кровь, и он скончался. Следующий победоносный поединок состоялся в 16 лет с неким Акияму из Тамбы. Впоследствии Мусаси странствовал по стране, участвовал в поединках и шесть раз принимал участие в крупномасштабных военных действиях.
Мусаси провел много лет странствующим мастером, пытаясь усовершенствовать свою технику и выработать собственный стиль. В это время он чуждался общества и направлял все свои силы на поиски просветления на Пути меча. Стремясь к совершенству, Мусаси не щадил себя. Нередко голодный и бедно одетый, он путешествовал по всей Японии под дождем и снегом, не заводя семью и не занимаясь ничем, кроме своего искусства. Предание гласит, что он никогда не ходил в баню, боясь, что враги застигнут его врасплох без оружия, и поэтому вид у него всегда был неухоженный и свирепый.
В битве при Сэкигахара (1600), в которой Иэясу победил войска Хидэёси и стал сёгуном Японии, Мусаси воевал в армии Асикага на стороне Хидэёси. Он выжил в ужасной трехдневной резне, в которой погибло семьдесят тысяч человек, а затем смог избежать участи рассеявшихся остатков армии Хидэёси, подвергавшихся жестоким преследованиям.
Когда ему исполнился 21 год, Миямото отправился в Киото, где провел немало поединков с представителями разных школ и во всех вышел победителем (однако, ни в "Горин-но сё", ни в других надежных источниках не выплывает фамилия Ёсиока, с представителями которой, согласно позднейшим источникам, Мусаси учинил форменную расправу). Хотя легенды гласят что
Мусаси отправился в столицу, Киото, чтобы отомстить семейству Ёсиока, потомственным учителям фехтования в доме Асикага. Впоследствии сёгун запретил этому семейству преподавать кэндо, после чего оно стало семейством известных маляров и остается таковым вплоть до настоящего времени. Мунисай, отец Мусаси, был частым гостем при дворе Асикага, и в разное время его вызывали на дуэль три представителя семейства Ёсиока, одного из которых ему не удалось победить. Возможно именно этим обстоятельством руководствовался Мусаси, когда избрал объектом своей кровной мести Ёсиока Сэйдзиро, главу семейства.
Поединок должен был проходить на болоте за городом. Сэйдзиро был вооружен настоящим мечом, тогда как Мусаси остановил свой выбор на деревянном. В первой же стремительной атаке Мусаси удалось уложить противника на землю, после чего он жестоко избил его. Слуги унесли своего господина домой, завернутым в покрывало. Впоследствии опозоренный Сэйдзиро сбрил волосы на макушке головы, тем самым признав себя недостойным самурайского звания.
После этого Мусаси продолжал жить в Киото, и его присутствие не давало покоя воинственному семейству. Дэнситиро, второй по старшинству брат Сэйдзиро, вызвал Мусаси на поединок. Применив военную хитрость, Мусаси опоздал к назначенному времени, а затем в считанные секунды после начала поединка ударом деревянного меча проломил противнику череп.
Но семейство Ёсиока в третий раз вызвало Мусаси на поединок. В этот раз с Мусаси должен был сражаться младший брат Сэйдзиро, Ханситиро, который был еще подростком. Место поединка было выбрано у сосны на краю рисового поля. Мусаси прибыл на место задолго до назначенного времени, спрятался за сосной и принялся ждать. Через некоторое время появился мальчик. Он приехал в сопровождении свиты до зубов вооруженных слуг, одетый в боевые доспехи и исполненный решимости победить Мусаси любой ценой. Мусаси не спешил показываться, выжидая в тени сосны. Когда прибывшие решили, что Мусаси испугался очередного поединка и покинул Киото, он внезапно выскочил из укрытия и зарубил мальчика. Затем, орудуя двумя мечами одновременно, ему удалось прорубиться сквозь плотное кольцо нападавших и бежать.
После этих ужасных событий Мусаси скитался по Японии, став легендой своего времени. Мы встречаем упоминание его имени в хрониках, дневниках и народных преданиях по всей стране от Токио до Кюсю. До двадцати девяти лет он провел больше шестидесяти поединков и победил в каждом из них. Самое раннее письменное упоминание о Мусаси содержится в «Хронике двух небес» («Нитэн-ки»), составленной одним из учеников Мусаси вскоре после его смерти.
В 1605 году, когда имели место поединки с представителями семейства Ёсиока, Мусаси посетил храм Ходзоин на юге Киото. Здесь он сражался с Оку Ходзоином, учеником дзэнского мастера Хоина Инэя. Ходзоин изучал поединок на копьях и был явно не чета Мусаси, который дважды победил его с помощью короткого деревянного меча. После этого Мусаси некоторое время жил при храме, изучая новую технику и общаясь с монахами, которые практикуют искусство поединка на копьях вплоть до наших дней. Интересно отметить, что вначале слово осе (буддийский священник) означало «учитель копья».
Находясь в провинции Ига, Мусаси встретил воина по имени Сисидо Байкин, который в совершенстве владел цепью и серпом. Пока Сисидо размахивал своей цепью, стараясь улучить момент, чтобы ударить Мусаси, тот выхватил кинжал, сделал резкий выпад вперед и пронзил грудь противника. Наблюдавшие за поединком ученики Сисидо бросились на Мусаси, но он обратил их в бегство, виртуозно размахивая двумя мечами в четырех направлениях.
В Эдо воин по имени Мусо Гоносукэ пришел к Мусаси, чтобы вызвать его на поединок. Б это время Мусаси был занят изготовлением лука, но тут же принял вызов и, подняв свои недоделанный лук, показал гостю, что готов использовать его в качестве меча. Гоносукэ с настоящим мечом в руках сделал стремительный выпад в сторону Мусаси, но тот уклонился и ударил его по голове своей легкой палкой. Гоносукэ испугался и убежал.
Однако не все встречи Мусаси с мастерами боевых искусств заканчивались поединками. Говорят, что однажды Мусаси встретил на улице известного самурая Ягю Хёго, племянника не менее знаменитого Ягю Тадзима-но-ками. Хотя Мусаси и Хёго до этого ни разу не виделись, они сразу же узнали друг друга и после короткого разговора стали друзьями. Хёго пригласил Мусаси в свое имение, где они пили сакэ и играли в го, как старые знакомые. Мусаси гостил у Ягю Хёго довольно долго, но два великих мастера ни разу не скрестили мечи. Впоследствии Мусаси так высказывался об этой встрече: «То, что я сразу узнал Хёго, было таинственным действием ума, без причины и цели. Почему мы не вызвали друг друга на поединок? В этом не было необходимости, потому что мы безмолвно постигли равенство нашего мастерства». Эта встреча напоминает другую встречу равных, встречу Будды и его ученика Кашьяпы, в ходе которой Будда показал цветок, а Кашьяпа с пониманием улыбнулся.
Позже, странствуя в провинции Идзумо, которая всегда славилась мастерами боевых искусств, Мусаси обратился к господину Мацудайра с просьбой разрешить ему поединок с самым сильным из его слуг. Было решено, что против Мусаси выйдет человек с двухметровым деревянным шестом. Мусаси использовал два деревянных меча. Поединок проходил в саду библиотеки господина Мацудайра. Мусаси загнал противника на ступени веранды, подался вперед, угрожая нанести ему удар в лицо, и когда тот принял защитную стойку, ударил его одновременно по обеим рукам. Тот выронил свой шест.
К удивлению собравшихся, господин Мацудайра тоже вызвал Мусаси на поединок. Мусаси стал оттеснять его в сторону тех же ступеней, на которых только что победил предыдущего соперника. Господин Мацудайра яростно пытался сдержать натиск, но Мусаси неожиданно сломал его меч пополам «ударом огня и камней». Господин поклонился Мусаси, признав свое поражение, и после этого Мусаси некоторое время гостил у него на правах учителя.
Но самая известная дуэль с участием Мусаси состоялась в 1612 году, когда он находился в городе Огура в провинции Бундзэн. Его противником был Сасаки Кодзиро, молодой воин, создавший сильную фехтовальную технику цу-бамэ-гаэси («ласточкин заслон»), моделью для которой послужило движение хвоста ласточки в полете. Кодзиро был слугой господина провинции Хосокава Тадаоки (этот примерный самурай своего времени послужил прототипом вероломного Бунтаро в романе Джеймса Клавелла «Сёгун»). С помощью другого слуги, которого звали Нагаока Сато Окинага и который в свое время был учеником отца Мусаси, господину Тадаоки было подано прошение разрешить поединок Кодзиро и Мусаси. Тадаоки удовлетворил прошение и назначил поединок на восемь часов утра следующего дня. Местом поединка должен был стать небольшой остров, находящийся в нескольких милях от Огура.
Накануне поединка Мусаси покинул свое временное жилище и переехал в дом Кабаяси Таро Дзаэмона. По городу распространились слухи, что Мусаси боится утонченной техники Кодзиро и собирается бежать из города. На следующий день в восемь часов Мусаси спал так крепко, что хозяин дома не мог его разбудить, пока не пришли официальные представители от господ, собравшихся на острове. Тогда Мусаси встал, выпил воду, которую ему принесли, чтобы он умылся, отправился прямо на берег и сел в лодку. Сато Окинага, работая веслами, направил лодку в сторону острова. Тем временем Мусаси, подвязав рукава кимоно бумажными веревочками, принялся вырезать деревянный меч из запасного весла, которое было в лодке. Закончив вырезать меч, он улегся на дне лодки, чтобы отдохнуть.
Когда лодка приблизилась к берегу, Кодзиро и почтенные господа, собравшиеся, чтобы наблюдать поединок, были удивлены тем, что они увидели. Непричесанный, с полотенцем, повязанным вокруг головы, и длинным веслом в руках, Мусаси спрыгнул в воду и бросился к. месту поединка. Кодзиро обнажил свой длинный меч, изготовленный прославленным мастером Нагамицу, и отбросил в сторону ножны. «Ты прав, ножны тебе больше не понадобятся!» — выкрикнул Мусаси, налетая на противника со своим веслом. Кодзиро вынужден был нанести удар первым, но Мусаси одним движением отразил меч и ударил его по голове. Падая, Кодзиро напоролся на собственный меч и скончался. Увидев, что поединок закончен, Мусаси поклонился собравшимся и сразу же побежал обратно к лодке. В некоторых вариантах истории говорится, что когда Кодзиро упал, Мусаси попятился, бросил весло, выхватил оба своих меча и с криками ликования принялся размахивать ими в воздухе.
Приблизительно в это время Мусаси перестал пользоваться в поединках боевыми мечами. Никто больше не сомневался в его непобедимости. В дальнейшем Мусаси посвятил себя поиску глубинного понимания Пути меча.
В 1614 и затем в 1615 годах он снова воспользовался возможностью поучаствовать в военных действиях и штурме крепости. Сёгун Токугава Иэясу осадил крепость Осака, в которой засели восставшие сторонники Асика-га. Мусаси присоединился к армии сёгуна как в зимней, так и в летней кампаниях, на этот раз воюя против тех, на чьей стороне он был в битве при Сэкигахара.

Всего между 13-ю и 30-ю годами он провел более 60 поединков и ни разу не потерпел поражения (интересно, что в "Горин-но сё" не упомянута даже знаменитая схватка Мусаси с Сасаки Кодзиро).
Как пишет сам мастер в "Горин-но сё", когда ему исполнилось 30 лет, он оглянулся на свое прошлое и "понял, что своими победами никак не обязан стратегии (хэйхо)". С тех пор фехтовальщик отказался от состязаний с другими бойцами. Начался период поисков Великого Принципа, пронизывающего воинское искусство, и к пятидесятилетнему возрасту Мусаси наконец "пришел к пониманию Пути стратегии (хэйхо-но мити)".
Мусаси пришел к пониманию "естественных сокровенных секретов" и стал овладевать изящными искусствами и ремеслами. Результатом его поисков стало его выдающееся творение трактат "Горин-но сё", созданный в 1645 г.
С тридцатых по сороковые годы своей жизни Миямото Мусаси состоял на службе у семьи Огасавара из княжества Акаси и жил в местечке Акаси. Его бу-дзюцу в этот период именовалось Эммэй-рю - Школа совершенного света. Происхождение этого названия и его смысл не вполне ясны.
В 1632 г. Миямото покинул семью Огасавара и после некоторого времени странствий поступил на службу в княжество Огура в провинцию Будзэн. За короткий период странствий он успел очень многое: открыл додзё своей школы в Осаке и Такацуки, посетил семью Ягю в Нагое и некоторое время жил у нее на иждивении, потом отправился в Эдо, где нищенствовал и предавался пьянству и разврату в знаменитом квартале публичных домов Ёсивара (великому не было чуждо ничто мирское), живя на деньги Око Кудаю, видного вассала семьи Курода.
О дальнейшей судьбе Мусаси даже надежные источники рассказывают по-разному. В "Нитэнки" сообщается, что он в 1634 г. поступил на службу к семье Огура. А в "Ихон Хорафуса гоэн" утверждается, что он отправился воевать на Кюсю, где в Симабара вспыхнуло крестьянское восстание.
Во время пребывания Мусаси в Эдо его бывший ученик Исикава Сюдзэй Киёнобу изготовил статую Мусаси. В тексте, помещенном на этой статуе, школа Мусаси была названа уже Нито ити-рю - Школа единства двух мечей.
В 1640 г. Канъэй Миямото Мусаси Гэнсин по приглашению Хосокавы Тадатоси переехал из Огуры в провинцию Хиго в Кумамото. В этом месте он познакомился и близко сошелся с монахом Сюндзан-осё, от которого получил буддийское имя Нитэн Дораку - "Радостный путь двух небес". Именно в этот период Мусаси переименовал свою школу из Нито ити-рю в Нитэн ити-рю - Школу единства двух небес.
Умер Мусаси в 1645 г. в возрасте 62 лет и был похоронен в деревне Югэ.
Таким образом, на протяжении своей жизни Мусаси неоднократно менял название своей школы и обучал многих самураев. В результате существует несколько больших направлений - Эммэй-рю и Нитэн-ити-рю - и несколько десятков мелких школ, выводящих свою генеалогию от Мусаси, различающихся по набору дисциплин (некоторые включают дзю-дзюцу, дзюттэ-дзюцу и др.) и по используемой технике и оспаривающих право называться "истинным учением Миямото Мусаси".
Сведения о Миямото Мусаси крайне противоречивы. Например, по некоторым данным он дожил до "почтенных" 125 лет. Кроме того, у "того самого" Миямото Мусаси было подозрительно много однофамильцев-фехтовальщиков - как минимум 8 (некоторые из них к тому же еще и были связаны с Эммэй-рю или Нитэн ити-рю), которые различались лишь третьими именами:
1. Миямото Мусаси-но ками Ёсимото;
2. Миямото Мусаси Кадохира;
3. Миямото Мусаси Масана;
4. Миямото Мусаси Ёситака;
5. Миямото Мусаси Нагаёси;
6. Миямото Мусаси-но ками Ёсикару (Гикэй);
7. Миямото Мусаси-но ками Ёсисада;
8. Миямото Мусаси Тадами.
Вызывает особый интерес вопрос о том, был ли Миямото Мусаси лично знаком с Такуа-ном Сохо. Хотя не существует письменных документов, подтверждающих прямое влияние Такуана на Мусаси, есть легенды о встрече этих двух героев своего времени. Создается впечатление, что Такуан со своим глубоким пониманием дзэн и искусства меча лучше, чем кто-либо другой, мог вдохновить Мусаси на неустанные поиски совершенства за пределами техники. В пользу этой гипотезы говорит и то, что Мусаси и Такуан являются уроженцами одних мест: Мусаси родился в деревне Миямото, которая находится по другую сторону горы от места рождения Такуана, деревни Идзуси.
Кроме того, Такуан был на двенадцать лет старше Мусаси, и поэтому Мусаси мог встретить Такуана в ходе своих скитаний. Это особенно вероятно, если принять во внимание, что Такуан, в отличие от других буддийских монахов, всегда проявлял интерес к боевым искусствам. Многие из друзей Такуана лично знали Миямото Мусаси. Так, Такуана связывала дружба со многими представителями семейства Хосокава, в частности, с Тадатоси Хосокава (1585-1641), в имении которого Мусаси неоднократно бывал, а в конце своей жизни прожил целых три года (1640-1643).
Уже в период Токугава непобедимый Мусаси стал героем пьес театра Кабуки, а в современной Японии он больше всего известен по многотомному роману «Мусаси», который выдержал множество переизданий и экранизаций. В то же время для пожилых японцев одними из самых ярких воспоминаний являются радиоспектакли по этому роману, пользовавшиеся огромной популярностью во время второй мировой войны. Возможно, Мусаси занимает особое место в сердцах японцев потому, что он был последним в своем роде, олицетворением перехода от искусного воина эпохи «Воюющих царств» к бюрократу-ученому эпохи Токугава.
Уже в период Токугава непобедимый Мусаси стал героем пьес театра Кабуки, а в современной Японии он больше всего известен по многотомному роману «Мусаси», который выдержал множество переизданий и экранизаций. В то же время для пожилых японцев одними из самых ярких воспоминаний являются радиоспектакли по этому роману, пользовавшиеся огромной популярностью во время второй мировой войны. Возможно, Мусаси занимает особое место в сердцах японцев потому, что он был последним в своем роде, олицетворением перехода от искусного воина эпохи «Воюющих царств» к бюрократу-ученому эпохи Токугава.
Все это наводит на грустную мысль о том, что ныне известный Миямото Мусаси - интересная увлекательная легенда, большей частью. Фактически это образ, выработанный народными преданиями на основе слухов, циркулировавших вокруг многочисленных Мусаси.
Книга Пяти колец - "Горин-но сё" Многочисленные истории о поединках Миямото Мусаси с именитыми противниками дают основание утверждать, что это был настоящий гений фехтования.
Свою знаменитую книгу о воинском искусстве Мусаси написал за два года до смерти, удалившись в пещеру для работы над своим духовным завещанием.
Вот уже более 300 лет этот труд знаменитого средневекового фехтовальщика используется миллионами людей, причем область применения простирается от основ государственного управления и военной стратегии до методов ведения бизнеса.
В Японии и ряде Азиатских стран "Книга пяти колец" является настольной для любого уважающего себя бизнесмена и считается учебным пособием по ведению бизнеса.
Режиссер Хироси Инагаки, в гл. роли Т.Мифунэ. Япония,1954. Трилогия "МУСАСИ МИЯМОТО" режиссёра Хироси Инагаки основана на одноименном романе Эйдзи Ёсикавы. Об этой книге сказали однажды, что это японские "Унесённые ветром". Сравнение здесь уместно, потому что история о средневековом самурае Миямото Мусаси рассказана на фоне гражданской войны и разрухи. После десятилетий военного положения мирный порядок устанавливался очень медленно. По Японии странствовало множество вооружённых людей, вызывая друг друга на поединки и доказывая своё мастерство.
Здесь лежит кусок оригинальной статьи
daimonds.narod.ru/aikido/biography/miamoto.html


URL записи

@темы: Подсмотрела, Книги