Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
04:58 

Сикакэ-вадза — атакующие приемы. Часть 2.

Archia
Крэйзи Ритузы )
Когда и как лучше атаковать

Для того чтобы атаковать соперника, необходимо, чтобы в конце меча постоянно было, достаточно силы. Когда в кончике синая есть достаточно силы, то говорят, что он «живет». Это происходит в том случае, когда киаи естественным образом из вашего тела передается в меч. Тогда и появляется энергия, подавляющая соперника, а также наступательная сила, проявляющаяся в угрожающей стойке и поведении кендоиста. Для постоянной готовности к атаке необходимо всегда держать синай так, чтобы конец его был нацелен в горло противника. После удара необходимо как можно быстрее возвращаться в камаэ и следить за тем, чтобы конец меча всегда был в направлении соперника. Ни в коем случае нельзя сильно двигать мечом влево-вправо, вверх-вниз. Дело в том, что если амплитуда движений кончика синая будет большой, то кендоист будет очень уязвимым. По этой причине между двумя спортсменами постоянно идет борьба за центр.
Естественно, что, как и в любом другом виде спорта, для того чтобы победить на соревнованиях, необходимо атаковать. Более того, необходимо быть всегда, как минимум, готовым к атаке. В кендо очень важно первым брать инициативу и опережать соперника. Для этого все ваше тело, ноги и руки, держащие меч, должны быть в постоянной готовности начать атаку. Кроме того, вы должны быть постоянно преисполнены наступательным духом, как бы говоря и показывая противнику: «Будешь нападать — ударю я, будешь отступать — все равно ударю!» Для того чтобы постоянно опережать партнера, необходимо очень внимательно следить за ним, его действиями, перемещениями, дыханием, хотя бы для того, например, чтобы засечь момент атаки со стороны противника и опередить его атаку своим нападением. Можно также как бы ждать действий противника, нейтрализовывать его удары и атаковать в момент истощения его атаки.
С давних времен важнейшей частью обучения кендо являлась теория Ки, Кэн и Тай. Имеется в виду единство духа (по-японски — «ки»), меча («кэн») и тела («тай»).

Проведение мощных атак в кендо

Для уверенной, мощной атаки необходимо собрать эти три компонента воедино. Если, например, вы атакуете только мечом, а ноги либо тело при этом не принимают нужного участия, то сильной атаки не получится. Если же атакуют и меч, и тело, но нет духа (настроения атаковать), то все это будет довольно бессмысленно. Новичкам обыкновенно уразуметь это довольно трудно, но с тренировками понимание должно постепенно прийти.
Во время поединка, безусловно, есть моменты, когда сам противник создает для вас благоприятные моменты для атаки. Однако ждать только его милости не совсем благоразумно. Необходимо самому научиться создавать благоприятные ситуации для собственной атаки. В кендо это называется «Сацухо» или «способы убивания меча». Познакомим вас с тремя основными, известными еще с древних времен, способами. Первый — «убийство синая».
Он заключается в том, чтобы любыми способами сместить меч противника со своего центра, тем самым затруднить нанесение удара. Второй — «убийство вадза». Суть данного способа в следующем: атакуя постоянно, не давать противнику возможности провести какую-либо вадза. Третий — «убийство ки» (духа, энергии) соперника. Находясь постоянно в атакующем настроении, давая противнику почувствовать это настроение, покоряем его своим превосходством, не давая ему уверенности начать действия.

Конкретные примеры проведения атак

Теперь перейдем к более конкретным примерам, познакомим вас с несколькими моментами, наиболее благоприятными для атаки. Помните о том, что такие благоприятные ситуации возникают и практически мгновенно могут исчезнуть, поэтому очень важно и использовать их мгновенно, ни секунды не колеблясь, так как не известно, когда появится следующий шанс.
Когда соперник открывает свое камаэ, т. е. конец его синая уходит с центральной позиции.
Когда противник собирается атаковать. Естественно, что в момент приготовления к атаке человек полностью помышляет только о том, как ее провести. Мы специально открываем свое камаэ для него, и когда он собирается нанести удар, сами атакуем в то место, которое он открыл. «Убиваем» синай противника, т. е. отбиваем его, бьем вниз либо уклоняемся от удара, после чего, используя момент, когда тело его из-за промаха потеряло стабильность и равновесие, наносим удар.
Момент, когда противник закончил какую-нибудь вадза. Например, противник применил нидан-вадза мэн-до. Мы благополучно избежали попадания, а противников некоторое время прерывает свои действия. Этот момент очень благоприятен для атаки.
Когда противник, находясь в близком расстоянии либо цубадзэриаи (вертикальное положение обоих синаев, когда они упираются только цубами), собирается отскочить и нанести удар (см. «Хики-вадза»), у него часто остаются открытыми котэ, мэн либо до. Мы атакуем в этот момент отскока и сами наносим ему удар. Когда же мы сами отскакиваем из близкого положения, то необходимо делать это очень быстро и непременно с каким-нибудь ударом.
Момент, когда вы атакуете, противник обязательно постарается использовать для контратаки. Поэтому атакуйте, опережая его контратаку.
Момент, когда противник потерял равновесие, покачнулся, упал, также очень благоприятен для атаки.

Нюансы для новичка

Для новичков очень важно уметь видеть привычки противника. Так, например, одни, стоя в камаэ, двигают конец синая вверх либо вниз, другие — вправо либо влево. Необходимо заметить характерные особенности владения мечом противника и использовать для своих атак. Покажем это на конкретных примерах:
Когда меч противника начинает опускаться вниз — бьем мэн.
Когда меч опустился вниз до максимально низкой точки — бьем цуки.
Когда меч только начал подниматься наверх—бьем котэ.
Когда меч поднялся вверх до максимально верхней точки — бьем до.
Когда меч начинает движение вправо (влево) — бьем мэн.
Когда синай сильно отклонился вправо — бьем цуки. Ни в коем случае нельзя бояться своего противника или думать, что он вас сильнее и вы проиграете. Каким бы сильным соперник ни казался, помните, что у него обязательно есть какие-нибудь слабые места. Найдите их, атакуйте их.
Вы непременно проиграете еще до поединка, если хоть на секунду подумаете о том, что ваш противник сильнее вас в единоборстве.
Обычно человек, попадая в непривычные ситуации, в опасности, или просто выступая перед большим количеством людей, волнуется, нервничает. Сердце его бьется быстро, дыхание учащается, нет сосредоточенности. Кендо учит, что ничего этого не должно быть. Перед противником необходимо стоять твердо, со спокойным сердцем, нисколько не волнуясь и не суетясь. Будьте хладнокровны! Однако есть много такого, что мешает вам быть хладнокровным и спокойным. Это, например, такие чувства, как испуг, удивление, сомнение, растерянность. Эти четыре чувства издавна были известны как самые сильные враги воина, и говорилось, что стоит одному любому из них закрасться к вам в сердце, как вы проиграете. Не поддавайтесь этим опасным чувствам!
Если противник ожесточенно нападает на вас, а вы встретите его так же ожесточенно, получится эффект столкновения двух камней. Если же он атакует мягко, то отвечая ему так же мягко, получите столкновение двух кусочков ваты. И то и другое ничего хорошего не дает. Поэтому очень важно сильно атакующего противника встречать мягко, мягко атакующего — твердо и сильно. Это также относится и к камаэ в поединках. Если противник стоит в тюдан но камаэ, то встретьте его в дзёдан но камаэ, если в дзёдан, то наоборот.

Дзансин – принцип построения атаки

Кроме этих духовных принципов построения атаки, есть еще один очень важный, называющийся «дзансин». Это понятие означает следующее: всегда быть начеку, даже после завершения удара, ни в коем случае не расслабляться и всегда быть готовым к новым атакам. Есть в японском языке пословица: «Каттэ, кабуто но химо о симэё», что означает: «Даже после победы потуже затянем ремешок шлема».
Следующий важный принцип — рассеянного внимания, т. е. в кендо важно рассеивать свое внимание, не концентрироваться на чем-то одном, видеть, слышать, чувствовать противника целиком, а не по частям.
И наконец, самый главный духовный принцип, точнее, закон кендо — Мунэн-мусо, — принцип полной отрешенности от всяких суетных мыслей. Достичь такой отрешенности очень трудно, на это уходят годы тренировок и самосовершенствования. Ваше сердце должно стать подобно зеркалу водной глади, в нем не должно существовать ни вас, ни противника, ни мыслей о победе либо поражении.
Вы узнали кое-что, безусловно, не все, об общих и основных принципах атаки в кендо. Необходимо постоянно помнить о них, добиваться их понимания и усвоения. Постигнув их, вы сможете применять изученное и в реальной жизни, во всех других видах спорта и жизнедеятельности. Они универсальны, проверены веками и многими поколениями.

@темы: Мануал, Атака

URL
   

Memoirs of a Kendoka

главная